Профессиональное самоопределение учащихся

 

Информируем вас о формировании Главного общественного лектория обучения, развития и трудоустройства детей субъектов РФ http://career-inform.ru/.

Целью данного бесплатного ресурса вплетется презентация учреждений образования, распространение лучших профориентационных практик, реализация программы мероприятий Десятилетий детства, нацеленного на изменение демографической ситуации в стране.

Как быть и с чего начать в выборе профессии? Прислушайтесь к советам экспертов Каменска-Уральского!

Наступила осень. Прозвенели первые звонки. Тысячи школьников снова сели за парты постигать азы науки. А для выпускников 9-х и 11-х классов школ города Каменска-Уральского и Каменского городского округа наступило время принятия решения, где продолжить образование после школы или куда пойти работать, практически выбрать профессию, свой жизненный путь.Издревле тайну профессии передавали от деда – отцу, от отца – сыну, и только редкие чудаки осмеливались нарушить традицию и не пойти по стопам родителя, ища успеха и славы в другой сфере. Сейчас все значительно изменилось. Сегодня Маяковское «Все работы хороши…», скорее всего, будет встречено саркастическим смешком и возражением, мол, хороши лишь те профессии, которые приносят хороший доход. Вот и пробуют ответить на избитый вопрос «Кем быть?» выпускники школ и их родители, безуспешно пытаясь остановить свой выбор на подходящем учреждении профессионального образования. Возможно, наши советы помогут школьникам определиться с выбором, тем более что времени осталось не так уж много.

При выборе профессии важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть интересна. Если человеку нравятся животные, растения, то ему будет интересно в своей профессиональной деятельности иметь дело с объектами живой природы. Если он любит технику – ему будет интересна деятельность инженера-конструктора или автомеханика.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали «профессионально важные качества». Например, корректору важно внимание, художнику – образное мышление и т. д. Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с вашим личностным, характерологическим типом. Скажем, если вы общительны – вам больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчивы, вы не сможете выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Выбирая вид деятельности, человек строит модель своего будущего, планирует свою будущую карьеру. Важно помнить, что мир меняется, меняется потребность общества в тех или иных профессиях (специальностях), меняются требования к уровню подготовки, образованию и квалификации человека.

Что же является определяющим в выборе будущей профессии? Думаем, многие делают выбор, оценивая ее престижность следующими основными критериями: высокая зарплата, хорошие условия труда, востребованность профессии на рынке труда. Кого-то привлекает романтика профессии, причем основанная не на реальном знакомстве с будущей специальностью, а на ее «киношной» версии. Кто-то покорно следует «семейным традициям», поддаваясь уговорам типа «на роду написано». Кто-то и вовсе поступает в учебное заведение за компанию с лучшим другом или подругой, а некоторые спешат подать документы в образовательное учреждение, расположенное поближе к дому.
Что надо делать при выборе профессии?

Шаг 1: правильный настрой. Первым делом проникнитесь сознанием, что выбор профессии вы должны сделать самостоятельно.

Шаг 2: определение склонностей. Постарайтесь для начала разобраться со своими интересами: чем вы хотели бы заниматься? Какие предметы из школьной программы вам нравятся? Чем вы любите заниматься в свободное время? Легко ли вам даются контакты с людьми, особенно посторонними?

Шаг 3: исследование. Постарайтесь узнать как можно больше о своей будущей профессии, используя все доступные источники. Попросите учителя организовать экскурсию на предприятие, где вы своими глазами увидите, чем занимаются представители той или иной профессии. Желаете стать программистом? Попробуйте не только играть в компьютерные игры, но и написать хотя бы простенькую программу. Еще лучше записаться в соответствующий кружок или поступить на подготовительные курсы в образовательное учреждение соответствующего профиля. Но самый лучший способ получить интересующие вас сведения – устроиться на лето самым-самым младшим сотрудником туда, где работают профессионалы интересующей вас сферы. Например, мечтая о карьере журналиста, желательно устроиться в газету хотя бы курьером.

Шаг 4: оцените ситуацию на рынке труда. Сегодня на рынке труда Свердловской области требуются высококвалифицированные рабочие и специалисты преимущественно для промышленного производства, строительства и сервиса. Среди рабочих профессий наиболее востребованы  «повар», «токарь», «плотник», «швея», «электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию». Из специалистов требуются врачи, фельдшеры, медицинские сестры, инженеры-конструкторы, преподаватели, сотрудники МВД.

Пользуясь информацией из Центра занятости населения, определите, учеба в каком образовательном учреждении обещает наилучшие перспективы. Конечно, потребности рынка могут меняться, но, скорее всего, спрос на специальности, которые востребованы сегодня, сохранится и тогда, когда вы окончите обучение.

Шаг 5: обратитесь за помощью к специалистам. Если сомнения одолевают вас, обратитесь за помощью к специалистам. Чаще профконсультированием для старшеклассников занимаются школьные психологи. Кроме того, проверить себя на соответствие той или иной профессии можно и самостоятельно при помощи тестов, содержащихся в специальной литературе по психологии и профориентации, на соответствующих сайтах в сети Интернет.

Шаг 6: окончательный отбор. Собрав информацию, составьте список основных ваших фаворитов из 5-10 позиций. Затем примените испытанный способ – лист бумаги с двумя колонками, где расставьте все «за» и «против» выбора той или иной специальности. Не жалейте на это времени. Проведите дополнительное, более детальное исследование и сделайте окончательный выбор.

Чтобы предотвратить ошибочный выбор, Каменск-Уральский центр занятости населения, предоставляет для учащихся и выпускников учебных заведений информацию о профессиях, условиях приема в учебные заведения, осуществляет диагностику профессионально важных качеств, склонностей, способностей, помогает обратившимся за консультацией школьникам оценить свои способности и возможности, определить профессиональную пригодность к определенному виду деятельности.

Следует отметить, что все услуги предоставляются бесплатно и доступны всем, кто обратится с паспортом в Центр занятости по адресу: улица Кунавина, 1, кабинет 105, справки по тел. 8 (3439) 32-32-41.

 

 

 

Другие записи:

Государственная итоговая аттестация 11 класс (ГИА-11)
Муниципальное задание на 2013 год
Безопасность дорожного движения
Проверки органов государственного контроля (надзора) в сфере образования
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса